Классическая история искусств рассматривает развитие эмали в связи с развитием культуры и искусства центрально-европейских стран. При этом принимается во внимание Средиземноморье, но только потому, что оттуда исходят корни развития европейского искусства. Однако полную картину истории развития эмали можно получить лишь с учетом развития искусства стран Азии и особенно Востока, так как с уверенностью можно сказать, что искусство Ирана (Персии), Индии и Китая, где до настоящего времени добиваются значительных успехов в области эмалирования, внесло определенный вклад в развитие этой технологии и оказало влияние на культуру Средиземноморья. Правда, прямых доказательств этого пока нет.
Развитие науки и техники обусловило появление в VIII в. очень быстро достигшей высочайшего совершенства византийской перегородчатой эмали, которую впервые использовали не как средство имитации камней, а как самостоятельный художественный прием вне связи с прошлым.
Классическими образцами эмалей считаются именно византийские, а не совершенно отличные по исполнению кельтско-римские выемчатые эмали, появившиеся на 500 лет раньше, и не египетские вставки камней по принципу перегородчатых эмалей, которые на тысячелетие старше. Определенная и наиболее тесная связь просматривается со вставками пластин из альмандина, которые изготовлялись на Ближнем Востоке (Немецкие вставки). Установлено, что Сирия в это время была важнейшим центром изготовления и обработки стекла. Там изготавливались бусы из жемчуга и маленькие сосуды (флакончики), расписанные эмалью.
Обработка драгоценных металлов получила в позднеантичной Византии высокое развитие. Появились технические предпосылки объединения стекла и металла. Расцвела невиданная до сих пор роскошь. Церкви и дворцы византийского государства, особенно в столице — Константинополе (теперь Стамбул), выкладывались золотой мозаикой. Такими же роскошными были священные сосуды, предметы интерьера и знаки отличия господствующих классов.
Таким образом, византийская эмаль развивалась в совершенно новом качестве — как изобразительное средство (Соединение выемчатой и перегородчатой эмалей). Строгие и торжественные иконы в динамичной последовательности и в великолепии золотого заднего плана совершенно удалены от земной действительности.
Уже во времена царствования Юстиниана (VI в.) существовали значительные работы в этой технике, но многие из них были уничтожены во время «иконоборчества» (с 726 по 843 гг.). Временем расцвета следует считать период до XII в. С переходом к схематичным изображениям в XIII в. начался общий упадок византийских эмалей. Художественное и техническое совершенство демонстрируют изделия.
Опыт Византии оказал решающее влияние на развитие техники эмалей в Европе в средние века. Однако мнение, что Византия была единственным и ведущим центром, откуда искусство эмалирования распространилось на периферии византийского мира, т.е. Грузию, Армению, Сербию, Киевскую Русь, давно устарело. В настоящее время, например в Тбилиси, находят богатые собрания грузинских работ с перегородчатыми эмалями, в которых просматривается влияние Византии, но которые являются национальными творениями. В начале X в. в Киевской Руси получила развитие оригинальная техника перегородчатой эмали.
Образцом восточной техники эмалирования является небольшое, покрытое с обеих сторон перегородчатой эмалью блюдо. Согласно надписи, оно принадлежало эмиру Давуду (1119— 1144 гг.), который имел резиденцию в верховьях Тигра. Здесь смешались элементы персидского, византийского стилей и стиля поздней античности. В середине блюда изображено вознесение Александра Великого, в маленьких медальонах — орлы и борющиеся животные, а в промежутках между ними — мотивы с орнаментами и фигурами. Только благодаря случаю сохранилось это уникальное блюдо, представляющее собой пример совершенства восточного искусства эмалирования, которое во всех отношениях не уступает византийскому.
Комментариев: 3 RSS
1 Аноним 21-12-2009 02:50
спасибо за материалы. интересуюсь эмалированием, а по данному вопросу не так много книг. Спасибо большое.
2 Комментатор 3 25-12-2010 23:55
хочу улучшить навыки эмалированных изделий
3 спасибо 23-03-2011 22:44
сдаю экзамен по эмалированию, ваш сайт очень помог!